Об аддиктивном поведении
Работоголик оказывает влияние на других членов семьи, не получающих от него эмоциональной поддержки. Члены семьи либо видят в нем пример, либо не принимают и идут по пути более деструктивных аддикций. Дети работоголиков часто злоупотребляют ПАВ.
V. Интернет-зависимости
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делаются покупки, происходит общение, берется информация о всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и E. Ben-Artzi (2003), “кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет”.
В связи с возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом возникшая еще в конце 1980-х. Речь идет о так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная аддикция, интернет поведенческая зависимость, избыточное/патологическое применение интернета). Для обозначения новых форм нехимических (поведенческих) аддикций, связанных с высокими технологиями, М. Гриффитс (Griffiths, 1995) предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные (например, зависимость от телевизора) и активные (интернет-игры).
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 году К. Янг (Young, 2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами.
М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
1. Психологические симптомы:
× Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
× Невозможность остановиться.
× Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
× Пренебрежение семьей и друзьями.
× Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
× Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
× Проблемы с работой или учебой.
2. Физические симптомы:
× Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
× Сухость в глазах.
× Головные боли по типу мигрени.
× Боли в спине.
× Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
× Пренебрежение личной гигиеной.
× Расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
ü Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
ü Предвкушение следующего сеанса он-лайн.
ü Увеличение времени, проводимого он-лайн.
ü Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции согласно К. Янг (2000) являются следующие критериии:
ü всепоглощенность Интернетом;
ü потребность проводить в сети все больше и больше времени;
ü повторные попытки уменьшить использование Интернета;
ü при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
Другое на сайте:
Учебная деятельность младшего школьника
Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании).
Учебная деятельность ...
Социальная дискриминация женщин
Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - criminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, ...
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития
личяности
Семья
- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание
рассматри ...