Характеристика детско-родительских отношений в семье, имеющих детей с умственной отсталостью
Для женщин второй группы были характерны меньшая активность,
стремление к уединению, небольшой круг общения. Матери не представляли в полной мере всей тяжести состояния ребёнка. Сообщение о сущности нарушения принимали достаточно спокойно, причём в болезни ребёнка обвиняли исключительно медицинский персонал. Со временем матери осознавали истинное положение, в котором оказались, складывалась тенденция действий на настоящее, не строить планы на будущее. У многих из них наблюдались депрессивные состояния: ухудшалось настроение, появлялись приступы отчаяния.[20]
В.Д.Никулина в своей работе, направленной на изучение формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии выяснила, что особенности поведения ребёнка обуславливают отношение родителей к нему в процессе обоюдного взаимодействия. У многих родителей отмечается неумение создавать ситуацию совместной деятельности, несформированность потребности в общении, неэмоциональное взаимодействие, неадекватные позиции по отношению к ребёнку. У родителей проявляется неуверенность в процессе воспитания и несформированность чувствительности по отношению к ребёнку, чем больше выражено отставание в психофизическом развитии, тем более опекаемым становится ребёнок, а поведение близких - всё более директивным.[22]
С.М. Хорош указывала на то, что в тех семьях, где имеется ребёнок с нарушением в развитии, особенно чётко проявляются неадекватность, ригидность и сиюминутность детско-родительских отношений, т. е. всё, что происходит в семье, связано непосредственно с сегодняшними проблемами жизни ребёнка. В семье с нормально развивающимися детьми, напротив, наблюдаются адекватность, прогностичность в оценках происходящего, направленность на завтрашний день, на будущее ребёнка.[37]
Ткачева В. В., выделила три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический.[32]
На психологическом уровне у матери ребёнка наблюдается стресс,
имеющий пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада.
На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребёнка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.
На соматическом уровне возникает патологическая цепочка:
заболевание ребёнка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери.[33]
Отечественные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В.П.Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение аномального ребёнка является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. Известно, что в любой семье, где есть ребёнок с теми или иными нарушениями, имеет место «искаженный брак».[41]
По мнению Никулиной В.Д., появление в семье ребёнка с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на её жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей.[22]
Другие отечественные авторы (Cавина Е.А., Чарова О.Б.) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребёнка с тяжёлым нарушением развития. По данным Р. Ф. Майрамяна 24,5 % обследованных семей с умственно отсталым ребёнком распадались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка.[30]
Таким образом, анализ литературы показал, что исследованию семей, имеющих аномально развивающихся детей посвящено сравнительно немного работ. В связи с этими проблема исследования взаимодействия родителей и ребёнка с ограниченными возможностями является актуальной.
Другое на сайте:
Многомерность возраста
Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).
Любой анализ ...
История становления понятия «эмпатия»
Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие.
Пон ...
«Архивный метод»
Для анализов дневниковых записей, заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности в американской научно литературе применяют термин «архивный метод». Отечественными психологами используется другой термин ...