Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического образования
Таким образом, социально-психологический тип личности — это типический образ, отражающий систему общественных отношений, закрепленных в особенностях индивидуального поведения человека.
Следовательно, рассматривая различные социально-психологические типы личности как результат определенных систем воспитания, мы можем иметь дело как с идеальным социально-психологическим типом личности, так и с его инвариантами, отклоняющимися от идеала или от нормы.
В силу этого изучаемые с помощью психолого-педагогической диагностики социально-педагогические типы личности не являются результатами психической аномалии индивидуума, а представляют собой лишь отклонения в пределах нормы от идеальных форм поведения ребенка. Поэтому мы не пользуемся в педагогической диагностике понятиями «педагогическая запущенность», «социально-запущенные подростки» или «дети с отклонениями в физическом и психическом развитии», «трудновоспитуемые подростки» и т. д., так как все эти понятия отражают следствия проявления тех социально-педагогических типов личности, у которых характерологические свойства приобрели гипертрофированный вариант развития. Социальная среда и благоприятные условия только способствовали проявлению тех характерологических свойств личности, которые потенциально уже были сформированы в раннем детстве и закреплены в виде устойчивых форм поведения, но не проявлялись ярко в силу искусного владения воспитателями формами и методами педагогического воздействия.
Поэтому само понятие школьного воспитания приобретает несколько иной смысл, стержневой основой которого является не столько направленное, организованное управление формированием личности, сколько создание и организация таких педагогических ситуаций и обстоятельств поведения, в которых благодаря разумному, педагогически оправданному применению средств, форм и методов педагогического воздействия будут исключены возможности для негативного проявления характерологических свойств и будут закрепляться положительные формы поведения
Следовательно, понятия семейного и школьного воспитания различны. Если в первом возможно формирование личностных качеств, характерологических свойств и в целом образование определенного социально-психологического типа личности, то во втором все это невозможно, попытки это делать приводили к антигуманным действиям воспитателей и психологической драме личности.
Таким образом, педагогическая диагностика ставит своей целью изучение результатов семейного воспитания через сформированные характерологические свойства, выраженные в виде социально-психологического типа личности.
Другое на сайте:
Истоки психодиагностики
Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем ...
Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии
Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально А ...
Факторы, определяющие состояние СПК
Важнейшей проблемой в изучении социально - психологического климата является выявление факторов, которые его формируют. Наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата производственного коллектива являются личн ...