Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) необходимо прекратить восторгаться ребенком и восхвалять его достоинства, так как это не тот случай, когда без этого невозможно обойтись в стимуляции жизненных сил ребенка;
б) во всех случаях, когда ребенок достигает первенства или превосходства над другими, не следует реагировать бурно и эмоционально, а по возможности попытаться с ребенком проанализировать, какой ценой достигнут успех, не злорадствует ли ваш ребенок над потерпевшими, заострить внимание на переживаниях и ощущениях последних. В случаях поражения вашего ребенка или недостижения превосходства над другими следует обратить внимание, не возникает ли желания отомстить победителям;
в) особую роль должны сыграть родители в оказании помощи своим детям, когда те попадают в депрессивное состояние в результате недостижения своих целей. В таких случая следует особое внимание обратить на нравственность средств и методов достижения цели, а самое главное, помочь ребенку выбрать цели, адекватные его возможностям, и новое поле деятельности.
2.Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:
а) необходимо принимать своих детей в школьном возрасте такими, какие они есть, ни в коем случае не стремиться сломать их характер. В то же время нужно руководствоваться в системе отношений со своим ребенком только рассудительным стилем семейного воспитания;
б) следует помнить, что никакими запретами, наказаниями нельзя остановить стремление ребенка к доминированию и не следует этого делать, так как он проявляет еще и мощный биологический потенциал в виде высокой социальной и физической активности. Эту активность необходимо направлять на общественно полезную деятельность в сочетании с формированием высокой нравственной культуры;
в) при сильном возбуждении ребенка родителям нужно не замечать, «игнорировать» его, но ни в коем случае
170
не оставлять его без надзора, т. к. он будет стремиться обратить на себя внимание. Наказывать ребенка в этот период небезопасно, могут быть неприятные осложнения:
немота, тики, паралич и т. п. [33].
3. Отношение родителей к ребенку:
а) отказаться от сотворения из ребенка кумира публики, ожидая от него чего-то необыкновенного;
б) исключить все формы состязания с окружающими, родителями, сверстниками;
в) во всех конфликтных ситуациях ребенка с окружающими не вставать слепо на защиту ребенка, доказывая его правоту. Необходимо детальное рассмотрение конфликта;
г) необходимо очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ним в конфликт, стремиться принизить достоинства ребенка, унизить в глазах других, т. к. дети очень вспыльчивы, уязвимы в своем самолюбии. Некорректное обращение с ними приводит к неврастеническим реакциям, может вызвать состояние тревожности и перевести их в разряд психогенных детей.
Следует помнить, что часть детей тревожного социально-педагогического типа личности формируется на базе доминирующего.
4. Отношение родителей к окружающим людям:
а) не следует вставать на сторону ребенка в ситуациях, когда он действует в своих личных интересах в ущерб другим;
б) нет особой необходимости демонстрировать окружающим людям достоинства своего ребенка;
в) исключить из речевого оборота обращения с угрозами наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.
5. Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:
а) необходимо изменить позицию в формировании у ребенка только внешних форм этикета в общении с другими людьми;
б) пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:
а) обучать своего ребенка не ради выявления и развития ранних способностей, которыми можно было бы блеснуть среди знакомых, а по мере того, как сам ребенок изъявляет стремление к познанию;
б) организуя совместную познавательную или игровую деятельность, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок усваивал не только внешнюю сторону явлений, а стремился задать тысячу «почему», на которые бы находил собственные объяснения;
в) необходимо вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, с которыми он сталкивается, предоставляя при этом ему право на безнаказанную ошибку, необходимую для осмысливания явлений окружающего мира и собственных поступков.
Другое на сайте:
Современная проблематика профессиональной ориентации в юношеском возрасте
Социальные аспекты весьма существенны для возрастной психологии. Личные качества, как правило, весьма неоднозначны и зависят от социальных средовых факторов. Таким образом, мы видим, что для характеристики возраста необходимо учитывать ка ...
Другие виды диагностических методик
Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде всего опросники и проективная т ...
Межгрупповые отношения и взаимодействия
Самые ранние экспериментальные исследования в этой области были проведены М. Шерифом в 1954 году в американском лагере для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой стадии подросткам 9-12 лет, приехавшим в лагерь, была ...