Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать в диалог с родителями детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непонимание, амбициозность и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы в особенности в средних классах из-за постоянного стремления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями;
б) можно создавать ситуации принудительного длительного общения с разными людьми, которые не разделяют интересов детей доминирующего типа. При этом учителю следует регулировать условия возникающей конфликтной ситуации, не доводя до физической расправы или оскорблений личного достоинства;
в) в отдельных случаях учителю целесообразно применять метод игнорирования, т. е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокойно и ровно не зависимо от того, насколько учащийся желает выделиться из числа сверстников [48. С. 62];
г) полезными могут быть ситуации, когда учитель ставит доминирующий тип личности в условия жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных учащихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, что здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в агрессивное состояние по отношению к победителю.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учитель должен помнить, что, если ученик доминирующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать вне ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, может толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников ставить все-таки в позицию официальных лидеров, но постоянно обращать внимание на нравственную сторону их деятельности;
б) значительный эффект можно достичь от постановки этих учащихся в ситуацию, когда ему приходится заниматься «пустяком», общественно не значимой деятельностью, рутинной работой или не интересующим его предметом, т. е. такой деятельностью, за которую он не получает ожидаемой оценки со стороны класса или группы и самого учителя или воспитателя;
в) немаловажную роль может сыграть в изменении отношения этих учащихся к деятельности ситуации, которые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мелочах, связанных с решением либо житейских проблем, либо школьных.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои возможности, то следует давать только те поручения, которые они реально могут выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т. к. это вызовет не просто неудовлетворенность заданием, но в последующем отказ выполнять какие-либо дела, даже если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самое страшное — это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка;
б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа, учителю тем не менее в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчивый социально-психологический контроль, доброжелательное доверие. В то же время ему следует постоянно советовать учащемуся, чтобы он видел в одноклассниках и окружающих людях не только массу, которую необходимо использовать как средство достижения целей, а прежде всего индивидуумов, имеющих свои притязания на решение собственных проблем. Для этого целесообразно использовать рекомендуемые А. С. Прутченковым и А. А. Сияловым [92] психотехнические упражнения «День без замечании», «Приятный разговор», «Я рад тебя видеть», «Добрая улыбка».
4. В сфере отношений в коллективе:
а) зная, что эти дети любят командовать и распоряжаться другими людьми, что вызывает сопротивление последних и массу конфликтных ситуаций, учитель может порекомендовать такому учащемуся психотехническое упражнение «Исполнитель желаний», что будет способствовать коренному изменению взглядов учащихся на коллектив;
б) учителю важно создавать ситуации, ограничивающие возможность для учащегося проявлять свой авторитет, свою власть над сверстниками, а также и над родителями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль официального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу или воспитателю необходимо научить своего подопечного относиться ко всему, что с ним происходит, вдумчиво, с анализом, т. е. прежде, чем реагировать на слова и поступки близких, одноклассников, спросить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый человек?» Нужно научить принимать решения и действовать лишь после нескольких минут такого спокойного созерцательного размышления;
Другое на сайте:
Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и
развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей ...
Причины употребления наркотиков с позиции психологических теорий
Психодинамические исследования раскрывают глубокие бессознательные мотивы употребления химических веществ. Следовательно, наркотики, прежде всего, используются как самолечение. Большинство исследователей отмечают связь между личностным де ...
Технология и методы реабилитации людей, страдающих
игровой зависимостью от азартных игр
Последние несколько лет за психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающих игровой зависимостью и их близких.
В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно - чуть более 10 лет назад. В 1996 году в ...