Заключение
На протяжении длительного периода, вплоть до начала XX века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Со времен Декарта (1546-1650) душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, представления, мысли, желания, т.е. состояния субъективного сознания, которые выступали предметом психологической науки того времени. Определению содержания науки; соответствовал и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции того времени основным и единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод.
Однако, Пьерон в 1908 г. выдвинул тезис о том, что предметом психологии должно являться поведение. Опередив бихевиористов, он впоследствии не разделял их подходы к исследованию поведения. Его идеи были близки взглядам А. Валлона, Ж, Пиаже. Свое развитие они далее получили в трудах Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия и др.
С этого периода психологию стали понимать как науку об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение. Соответственно изменилось отношение к основному методу психологии. Задача психологов теперь заключалась в том, чтобы создавать объективные методы изучения, как психических процессов, так и внешней активности человека, его поведения и деятельности. Метод самонаблюдения стал использоваться только как один из приемов исследовательской деятельности. Коренной пересмотр его как метода научного познания был обусловлен, по мнению А.Р. Лурия, также тем, что само самонаблюдение стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, имеющий очень ограниченное применение. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают сознательно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.
Другое на сайте:
Феномен слухов в стихийных группах
Понятие «слухи» связывает его с недостоверностью, ложностью или непроверенностью информации. Бесспорно, слухи могут содержать недостоверную информацию, равно как и официальные сообщения. Степень достоверности не имеет никакого отношения к ...
Структура психики; соотношение сознания и бессознательного
Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы. 2) психические состояния. 3) психические свойства.
Психические процессы – динамическое отражени ...
Развитие одаренного ребенка и его самооценка
Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется на основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает, что Я-концепция играет тр ...
