Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
В истории социальной психологии можно выделить 3 периода:
1)период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период выделения описательной социальной психологии из философии в самостоятельную область знания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)
3)период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современного развития.
По такой периодизации трудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическое знание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинство исследователей исторического развития социальной психологии справляются с этими трудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге “Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источников социальной психологии называли следующие:
· Теорию психологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
· Теорию психологии масс (развиваемую в романских странах-Италии,Франции);
· Различные теории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает, что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а после выделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что дало непосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д. Парыгин рассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет
1. эмпирические предпосылки социальной психологии, к которым относит:
· стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов;
· ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
· опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
· опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию;
· культурно-психологические традиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга, психорегуляции;
На этом основании можно сделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не только стихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательной духовно-практической их деятельности;
2. философские истоки и предпосылки социально-психологической теории:
· идеи Платона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, как раз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведения масс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);
· идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
· социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работах Аристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;
· концепция социальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;
· философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;
· теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля;
· научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;
Другое на сайте:
Игра старшего дошкольника и её значение для развития ребёнка
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Сюжетно-ролевая игра ест ...
Предупредительный стиль семейного воспитания
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
В этом стиле семейного воспитания родители культивируют следующие отношения. Такой стиль семейного воспитания возни ...
Понятие самосознания личности
Анализируя ошибки гегелевской "Феноменологии духа", К.Маркс в числе основных отмечает, что для Гегеля субъект есть всегда сознание или самосознание [5, с.132].
Личность, субъект – это не "чистое сознание" (Канта и ка ...