Теоретические и эмпирические источники социальной психологии
· социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;
А также другие философские идеи, теории, концепции.
3. предпосылки социально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]
Э. Холландер выделил 3 основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основание преобладание на стадии определенных методологических принципов.
Стадия социальной философии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычно стремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.
Социально-психологические воззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большую группу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“суверенным фактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный, определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, уверенным фактором в которых было избрано стремление человека получать как можно больше удовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).
Основу других простых теорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. В качестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии и любви к другим людям и производных от них – подражания и внушения.
Стадия социального эмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных по какому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.
Стадия социального анализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя установление не только внешних связей между явлениями, но и выявление причинных взаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверку получаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современной науки.[2]
Социальная психология, по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмя школами:
· школой социальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);
· школой социальной антропологии (Вундт, Штейнталь);
· школой английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);
· школой ранней социологии.
Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя, однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно:
-антропологию
-археологию
-этнографию
-общую психологию
-психиатрию
-биологию[1]
Другое на сайте:
История изучения памяти
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейше ...
Психологическая модель феномена фиксированности на своем дефекте
Психологическая модель возникновения и развития феномена фиксированности у заикающихся (как вторичного явления) на своих речевых запинках (как первичного явления) в сложном и едином взаимодействии всех основных психических процессов просм ...
Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного
социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) набраться терпения в ожидании того, что ребенок сам
будет выбирать тип занятия. Играя с ним, выполнять роль ведомого, побуждая ребенка к активным действиям по определению правил, условий ...
