Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Что такое детская одаренность? Как определить, проблески ли это будущего таланта, или просто хорошая подготовка? Как рассматривать специфику способностей и помогать ребенку развивать их?
Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей каждая из отмеченных способностей проявляется главным образом с положительной стороны, и это неповторимое своеобразие детского возраста.
Некоторые из особенностей детей в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на положительных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход общего развития[4].
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению – очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. И чем младше ребенок, тем в большей степени видны относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) не только недостаток, но и достоинство – именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей, а вместе с тем снижается детская непосредственность и восприимчивость.
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но также ограничение и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.
На каждом этапе детства – свои предпосылки умственного роста. Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование – затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых. В этом – специфика детства.
Основываясь на этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта! Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимает более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления[5]. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.
Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:
1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;
3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.
Другое на сайте:
Диагностика умственного развития младшего школьника
До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития интеллекта, у кого-то он выше, у ...
История становления понятия «эмпатия»
Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие.
Пон ...
Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности челове ...
