Коммуникабельность
Коммуникабельность - термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначения определенного типа поведения. Как коммуникабельного обычно характеризуют такого человека, который легко и непринужденно вступает в общение с другими людьми, умело его поддерживает, и своим поведением побуждает других людей к общению. Эта природная особенность относится к социально одобряемым качествам. Окружающим нравятся коммуникабельные люди, так как находиться рядом с людьми, обладающими этим свойством легко и комфортно.
Технический арсенал коммуникативных приемов, служащих для установления контакта, невелик, да и не в приемах дело. Соль в том, чтобы суметь взять на себя инициативу в установлении контакта, а значит и ответственность за то, каким станет этот контакт. Все дело в социальной смелости, в отсутствии страха перед психологической неудачей.
Развитие коммуникабельности может происходить только в ходе непосредственного взаимодействия с другими людьми. Невозможно стать более общительным, читая специальную литературу или занимаясь аутотренингом. Только реальные контакты помогут вам совершенствовать свое коммуникативное мастерство. Это может быть специально организованный коммуникативный тренинг, но не обязательно. Вся наша жизнь это один большой и продолжительный тренинг, но только в том случае, если вы сами выберете такое отношение к ней.
По мнению Л.Д. Столяренко, преимущества коммуникабельности заключается в том, что:
· открывает пусть к достижению успеха.
· даёт освобождение от замкнутости и комплексов.
· даёт независимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими.
· даёт радость от общения с самыми разными людьми.
· даёт возможности и для самореализации, и для поиска поддержки извне.
В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала академик О.Я. Гойхман относит личность к следующим типам:
a. Доминантный
b. Мобильный
c. Ригидный
d. Интровертный
Доминантного собеседника не спутаешь ни с кем. Уже через две минуты общения возникает ощущение, что собеседника чересчур «много», что на вас «давят», вы непроизвольно увеличиваете дистанцию между вами, но доминантные человек ее упорно сокращает. Манера общения доминантного собеседника действительно такова: жесткая, напористая. Если он испытывает потребность обратиться к вам, то соображения «удобно-неудобно», «можно-нельзя», «поймут-не поймут» его заботят мало. Если же вдруг у вас возникло желание задать ему какой-нибудь вопрос, то вовсе не факт, что он сочтет нужным ответить. В процессе разговора вы будете неоднократно перебиты, шокированы повышенным, чересчур эмоциональным тоном, перебить который вам вряд ли удастся. Еще один прием – он неожиданно замолкает, «держит паузу», вынуждая вас снова и снова повторять свои доводы и теряться в догадках, понимает ли вас собеседник или что-то не так с вашей аргументацией.
Доминантный собеседник не объясняет, он – втолковывает, «вбивает» вам в голову, если выслушивает, то обязательно задает уточняющие вопросы, либо прерывает в самом начале, показывая, что уже все понял и «не надо так много слов». В разговоре «доминант» может позволить себе ядовитую насмешку или грубость, он редко признает свою неправоту. Даже если он хвалит вас, признает ваши доводы (обычно тоже шумно и эмоционально), то это тоже демонстрация силы. Ситуация осложняется, если вы – тоже доминантный собеседник, тогда ваш разговор вполне может привести к ссоре, во всяком случае договориться вам будет сложнее. Но, как в любой характеристике, у доминантного собеседник есть и свои плюсы. Как правило, он – хороший оратор, умеющий убедить и повести за собой. Он может быстро принять решение в трудных ситуациях и взять на себя ответственность за происходящее.
Как строить общение с доминантным собеседником с наименьшими потерями? Прежде всего – ему не надо мешать проявлять свою доминантность. Так же постарайтесь не высмеивать или пресекать используемые им «силовые» приемы. Спокойно держитесь своей, независимой точки зрения, не поддаваясь на «провокации» давлением.
Другое на сайте:
Связь психологии с педагогикой
Эти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективност ...
Функциональные звенья процесса саморегуляции
Модель функциональных звеньев процесса саморегуляции была разработана О.А. Конопкиным на основе анализа видов реальной деятельности - учебной (школа, ПТУ, вуз), производственно-трудовой, спортивной. Им были выделены следующие функциональн ...
Юридическая и судебная психология
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая ...