Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Основными направлениями деятельности специалистов в учреждении социальной работы с лицами, склонными к отклоняющемуся поведению, являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, координация, посредничество.
Целью работы является создание условий для достижения позитивных поведенческих изменений личности, способствующих формированию социально-ценностных ориентации на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.
Задачами работы с личностью, склонной к отклоняющемуся поведению, выступают: устранение дефицита в поведенческих репертуарах; усиление адаптивного поведения; ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение реакций тревоги; развитие умения расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; развитие способности к саморегулированию; формирование личностной композиции социально-ценностных отношений.
Опираясь на цели и задачи, мы можем выделить группу функций, реализация которых направлена на профилактику девиантного поведения подростков.
1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная - формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
5. Регулирующая - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
6. Диагностическая - социальные педагоги, психологи как бы ставят «социальный диагноз», изучают личность воспитуемого: его психологические и возрастные особенности, способности, состояние физического и нравственного здоровья; степень и направленность влияния микросферы; структуры учебного коллектива; характер группового взаимодействия.
7. Организаторская - организация социально значимой деятельности в открытой среде, включение в нее подростка в качестве активного субъекта на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.
8. Координирующе-посредническая - координация усилий всех медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, общественных и благотворительных организаций, коллективов педагогов и учащихся для совместного решения социального и профессионального становления подростка для представления интересов подростков на разных уровнях.
9. Профилактическая - использование всех социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав подростков.
10. Организационно-коммуникативная - установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.
11. Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности подростка в период его взросления, обучения.
12. Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение конфликтов в коллективах учащихся, педагогов, в семьях.
13 Функция социально-психологической поддержки - оказание помощи в решение проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения состояния тревожности. Различного рода «комплексов» при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.
Другое на сайте:
Роль эмоций в жизни человека
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.
Эмоции – "особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосред ...
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств (1, 10, 11,12).
Генеалогический метод - метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальт ...
Структура личности
Салливан настойчиво повторяет, что личность – сущность гипотетическая, "иллюзия", которую нельзя наблюдать и изучать вне межличностных ситуаций. Единица анализа – не личность, а межличностная ситуация. Личность образуется не вну ...