Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого сознания из деятельности внешней, практической возникло на основании изучения общественно-исторического опыта. Человеческая деятельность: трудовая, учебная, игровая, - связана с кооперированием в труде, с использованием орудий труда, с созданием общественно значимых продуктов. Передача социального опыта невозможна без его выражения во внешней форме: в речи, демонстрации. Благодаря этому человек «впитывает» в себя опыт поколений. И это не просто копирование, перемещение внешней деятельности во внутреннюю, это процесс формирования сознания, сознания как со-знания – знания, совместного, общего с другими людьми, раздельного с ними, знания, воспринимаемого человеком как известного другим[24].
Преобразование деятельности внешней, практической в деятельность внутреннюю, психическую, в деятельность сознания получило название интериоризации[25]. Интериоризация - переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможной внешней деятельности[26].
Ж. Ж. Пиаже кратко обозначил понятие интериоризации – «переход, ведущий от сенсомоторного плана к мысли»[27].
Процесс трансформации деятельности внутренней, психической в деятельность внешнюю, практическую, предметную называют экстериоризацией[28]. Экстериоризация – это процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека[29].
Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации – экстериоризации рассматривается в деятельностном подходе, как уже отмечалось, как механизм усвоения общественно-исторического опыта[30].
Другое на сайте:
Выводы
В своей работе мы исследовали убеждения подростков, на основе теории социальной установки. В ходе данного исследования мы проанализировали теории социальной установки разных авторов на данный момент времени; доказали, что убеждения являют ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление – это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира [20].
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает ...
Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики
личности школьника
Пути решения намеченной нами психолого-педагогической проблемы изучения личности школьника зависят от содержания понятия личности и ее структуры. Анализ литературных источников показал, что понятие личности в философских и педагогических ...