Психофизиологические функции
П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе его движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки[49].
Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по разному признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т. д. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов, именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность[50].
Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам: труд, учение, игра[51].
Игра – деятельность, направленная на сам процесс игры и воспроизводящая в доступной форме труд и учение[52]. Игра - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива[53]. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность[54]. Определяющая сущность игры состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях сторон действительности. В игре у ребенка формируются психологические процессы, основные психические функции и процессы. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные, сюжетные, ролевые, игры с правилами. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка. Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс. Игра взрослого (шахматы, спортивные и другие игры) исходит из потребности и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы. Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве[55].
Учение – деятельность, направленная на усвоение знаний, выработку умений и навыков[56]. Учение следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, нужно выполнять задания – уроки, соблюдать дисциплину; учебная работа строится на обязанностях. Цель учения заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества…Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний[57].
Целью учения является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых учение приобретает характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она служит средством психологического развития индивида[58].
Поскольку учение должно быть подготовкой к дальнейшей деятельности, естественно встает вопрос о взаимоотношении обучения и развития, об обучении как формирующем, т.е. образовательном, процессе[59].
Труд – деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей[60].
Другое на сайте:
Абстрактное и конкретное поведение
Наиболее важные исследования Гольдштейна касаются абстрактного и конкретного поведения. Он и его последователи создали ряд тестов для диагностики степени нарушения абстрактного отношения (Goldstein & Scheerer, 1941, 1953). Эти тесты ш ...
Понятия мотивации достижения успеха и избегания неудач
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельно ...
Формирование эмоций и воли в подростковом возрасте
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня ...