Особенности типа личности при гипертонической болезни
Эмоционально-устойчивая личность характеризуется сохранением оптимальной работоспособности в условиях эмоционального напряжения. Психологические аспекты эмоциональной толерантности лучше всего рассматривать с позиций психологической модели эмоционально-устойчивой личности. Эмоциональная активация может как стимулировать умственную деятельность человека, так и наоборот, вносить дезорганизацию в ее осуществление. Эмоциональная окраска деятельности, с нашей точки зрения, зависит от ряда факторов: волевых качеств, уровня интеллекта, повышенной устойчивости к фрустрационным ситуациям, чертам личности, в формировании которых участвуют как генетические факторы, так и социальная среда.
Один и тот же человек может показать различную эмоциональную активность в разных моделях ситуаций эмоционального напряжения. Очень рельефно выявляется эмоциональная устойчивость человека в таких видах деятельности, как межличностное взаимодействие. В этом случае эмоциональная активация зависит от мобилизации внутригрупповых взаимосвязей, от их стабильности, от конфликтообразующих свойств личности. Эмоциональная устойчивость включает в себя биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся такие свойства нервной системы, как подвижность, возбуждение и торможение, их согласованное взаимодействие. К биологическим факторам относятся и такие психологические черты, как лидерство, экстраверсия.
К социальным факторам можно, вероятно, отнести повышенную коммуникативность, конфликтность. Генетически детерминированное свойство человека к конфликтообразованию резко снижает, с нашей точки зрения, толерантность человека к эмоциональному напряжению, особенно когда оно возникает в социальных условиях межличностного взаимодействия. В нормальных условиях групповой деятельности в группе существует психологический гомеостаз и поведение человека в процессе взаимодействия соответствует тому, что от него ожидают. Если же личность считает, что ожидаемые от него действия нецелесообразны и что коллектив ошибается, а он прав, то в этом случае возникает конфликт.
Эмоциональная устойчивость (ЭУ) представляет собой адаптационно-приспособительную реакцию организма, его способность переносить эмоциональные нагрузки, не вызывая дезинтеграции регуляторно-приспособительных механизмов человека. Эмоциональная устойчивость нарушается в том случае, если человек не может преодолеть конфликта между своими возможностями и возникшими трудностями в окружающей социальной среде или межличностном общении.
Возникшее несоответствие между уровнем притязаний данного человека и проецируемыми в сознании последствиями данного события или социального явления снижает эмоциональную устойчивость личности. Сниженная толерантность к фрустрации отмечается у лиц с наличием тревоги, невротизма, конфликтности.
Лица с эмоционально-неустойчивым типом личности характеризуются преобладанием второсигнального торможения над возбуждением. Для них характерны такие психологические свойства, как зависимость, интраверсия, нерешительность, неуверенность.
С социальных позиций их можно характеризовать как лиц замкнутых, с резко ограниченной возможностью межличностного взаимодействия, неспособных образовывать и поддерживать внутригрупповые взаимосвязи. Для этих лиц эмоциональный стресс является дезорганизующим фактором.
Другое на сайте:
Некоторые распространенные нарушения памяти
Так как было сказано, что забывание может быть очень негативным, стоит кратко упомянуть о некоторых нарушениях памяти, когда забывание проявляется осоенно ярко.Нарушений памяти существует большое количество и будут упомянуты только самые ...
Деменция как нарушение функций центральной нервной системы
Большинство нарушений поведения — это прямое следствие (т. е. первичные симптомы) поражения нервной системы. Другие нарушения являются вторичными, т. е. это реакции в ответ на потерю разума. Например, говорят, что больной с деменцией ищет ...
Общие формы организации учебной деятельности
Форма педагогическая
- устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обре ...