Юмор как форма совладающего поведения
В последнее время все больше психологов обращаются к исследованию различных аспектов юмора. Мы исследуем чувство юмора с точки зрения его использования как психологической защиты (защитного механизма и копинга). Функционирование чувства юмора как психологической защиты вряд ли кем-то отрицается, однако на данный момент проблема далека от окончательного решения не только из-за недостаточного числа работ в этой сфере, но и вследствие существования различных подходов к пониманию самих конструктов защитных механизмов и копинга, а зачастую и смешения этих понятий.
Для разработки поставленной проблемы мы опираемся на классификацию Мартин, в основу которой положен следующий критерий – цель созданного или воспринятого юмористического содержания. С помощью юмора могут решаться внутрипсихологические проблемы или улучшение взаимоотношений с окружающими. Автор выделяет самоподдерживающий, агрессивный, аффилиативный и самоуничижительный стили юмора [14, с. 22].
Проблематика защитных механизмов начала изучаться в психоанализе, но в дальнейшем стала привлекать научный интерес представителей не только современного психоанализа, но и психологических школ, в корне отличающихся по своим теоретическим основам. В данном исследовании используется теоретическая модель защиты, предложенная Р. Плутчиком. В основу этой модели была положена общая психоэволюционная теория эмоций. Защитные механизмы, по мнению автора, являются производными эмоций. Исходя из положений данной теории, психологическая защита может быть понята как «последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющих образа реальной эксквизитной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду в случае, если бы ситуация была отражена в предельно возможном для него соответствии с реальностью» [23, с. 14].
Понятие копинга в психологии синонимично таким терминам как совладающее, адаптивное поведение, психологическое преодоление. Главной функцией копинга является обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
На данный момент не существует единого, общепринятого разграничения понятий копинга и защитных механизмов. Мы разделяем позицию исследователей (Лазарус, Плутчик), которые определяют механизмы совладания как осознанные варианты бессознательных защит или осознанные поведенческие и интрапсихические усилия по разрешению внутренне-внешних конфликтов [18, с. 42].
Рассмотрение чувства юмора как стратегии совладания и защитного механизма (Рух В., Martin R.A., Lefcourt H.M.) ставит в центр своего внимания роль юмора в процессах адаптации, преодолении стресса, в снятии эмоциональной напряженности, в психических и соматических заболеваниях. Чувство юмора считается признаком здоровой личности, одним из зрелых защитных механизмов. По нашему мнению, данное положение относится к самоподдерживающему и аффилиативному стилям юмора. Однако отнюдь не всегда чувство юмора способствует адаптации, обладает терапевтическим эффектом. Использование чувства юмора может способствовать иллюзорному решению проблемы или уходу от ее решения (например, агрессивный и самоуничижительный юмор) [9, с. 78].
Данная проблематика требует проведения эмпирических исследований с целью выявления связи между различными стилями юмора и видами защитных механизмов и копинг-стратегий. Для этого мы предполагаем обследовать испытуемых с помощью методик, с одной стороны, направленных на выявление характерных для индивида защитных механизмов (например, опросник Плутчика), копинг-стратегий (опросник Р. Лазаруса), а с другой стороны – на определение чувства юмора человека, используемых им стилей юмора (опросник R. Martin).
Другое на сайте:
Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления детей младшего школьного возраста
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэ ...
Формирование психологического знания во второй половине XIX века
Середина XIX века - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытна ...
Коммуникабельность
Коммуникабельность - термин, широко используемый в повседневной жизни для обозначения определенного типа поведения. Как коммуникабельного обычно характеризуют такого человека, который легко и непринужденно вступает в общение с другими люд ...
