Особенности типа личности при гипертонической болезни
При изучении психологического портрета представителей каждой из трех групп наблюдаемых нами больных особое внимание было уделено больным с нетяжелыми соматическими заболеваниями (фарингит, отит), без патологии сердечно-сосудистой системы. Наблюдение за этой группой позволило выявить степень подвижности таких черт личности, как тревожность, потребность в социальной активности, устойчивость таких параметров личности, как экстраверсия — интраверсия.
Последовательно изучая психологический портрет здоровых лиц, больных с нетяжелыми соматическими заболеваниями и больных гипертонической болезнью, мы надеялись выяснить возможное влияние длительных сосудистых изменений на трансформацию личностных особенностей больных. Учитывая многолетний характер течения гипертонической болезни, мы предположили, что эволюция психологических черт личности больного будет происходить постепенно и поэтому проследить становление молодых больных и лиц пожилого возраста является целесообразным.
В проблеме взаимосвязи гипертонической болезни и психических нарушений можно выделить два вида причинно-следственных отношений: 1) при длительном лечении гипертонической болезни возникают различного рода психические расстройства по типу тревожно-депрессивного или псевдоневрастенического; 2) при неврозах возникают сосудистые расстройства и иногда гипертоническая болезнь.
Какие же психические изменения возникают при гипертонической болезни? У больных в I и II стадии, особенно у женщин, могут преобладать явления повышенной раздражительности, плаксивости, быстрого утомления, вспыльчивости, пониженного настроения, снижение работоспособности, головная боль, нарушение сна. Особенно мучительны для больных бывают нарушения сна, изменение ритма дня и ночи, с тревожными сновидениями, сон становится поверхностным, не дает бодрости. Во II и III стадиях гипертонической болезни к этому присоединяется ухудшение памяти, изменение личности и некоторых черт характера. Больные становятся повышенно раздражительными, ревнивыми, появляется скупость. В межличностном взаимодействии в семье и производстве больные становятся бестактными к окружающим. Очень неприятным для окружающих становится симптом страха, который появляется у больных во II и III стадиях, в сочетании с повышенной тревогой. Страх имеет соматогенно-обусловленную природу и вначале для больного не имеет четкой фабулы. Затем больные конкретизируют его как страх смерти, страх инвалидности, нарушение семейных взаимосвязей и т. д. Если у больных преобладает тревога в сочетании с депрессией, то иногда они неадекватно реагируют на окружающих. Физиологически у больных отмечается быстрая утомляемость, истощаемость, хрупкость физиологических связей в коре головного мозга.
Выработанные динамические стереотипы в производственной и семейно-личной сфере теряют пластичность, становятся инертными, больные не могут их изменить. Нарушение динамического стереотипа (например, уход на пенсию, переезд на новую квартиру, приход в семью нового человека, развод с супругом) вызывают тяжелый сосудистый криз, иногда осложненный инфарктом миокарда или нарушением мозгового кровообращения. Во II и III стадиях гипертонической болезни появляется повышенная метеозависимость, с повышенной сензитивностью к колебаниям температуры, влажности и барометрического давления. Аналитико-синтетическая деятельность коры нарушается. Больные становятся многословными со сниженным интеллектуальным потенциалом. Отмечается четкая взаимосвязь повышенного АД (особенно в период криза) и ухудшения показателей психических функций, снижения памяти. Возникает замкнутый круг, когда сосудистые колебания ухудшают условия для психической деятельности, а повышенная чувствительность к эмоциогенным факторам утяжеляет течение сосудистой патологии.
Другое на сайте:
Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического ...
Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими либо синтаксическими. Прототаксический ...
Учебная мотивация
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний (т.е. потребности в учебной деятельности) она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных ...
