Классификация эффектов
· развитие рефлексии;
· развитие умений дифференцировать и выражать свои чувства, осознание необходимости и трудности ясно и четко выражать себя;
· осознание того, что открытие себя возможно лишь в контакте с другими людьми и т.д.
2. Эффекты, относящиеся к диагностике партнеров по общению:
· расширение конкретных сведений о людях (в первую очередь об их внутреннем мире, образующих некий "эмпирический фонд").
· эффекты, заключающиеся в проверке участниками группы своих обобщенных "паттернов" (установок, образов), касающихся других людей.
· общие диагностические установки и умения, направленные на другого:
- стремление понять позицию партнера;
- большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;
- установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;
- развитие умения слушать собеседника.
3. Сопутствующие эффекты СПТ:
· развитие установки на социально-психологическую активность и связанных с ней характеристик;
· осознание общения как самостоятельной ценности;
· развитие гуманистической установки на партнера по общению;
· эффекты психотерапевтического типа:
- повышение уверенности в себе;
- осознание участниками того факта, что беспокоящие их проблемы не являются чем-то уникальным, что они присущи другим людям, а это рождает чувство облегчения;
- групповая поддержка, повышение самооценки;
- активизация чувства нужности другим людям;
- снижение внутренней напряженности;
- облегчение после обсуждения проблем конкретного участника;
С.А. Беличева [115] называет пять основных ожидаемых эффектов СПТ:
1 приобретение психологических знаний – взглядов различных психологических школ на личность и процесс взаимодействия людей, движущие силы этого взаимодействия и приемы эффективного общения,
2 приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения – в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при слушании и т.п. – то есть тактик общения,
3 коррекция (развитие, формирование) коммуникативных установок, таких как: партнерство – позиция силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, то есть стратегий общения,
4 адекватное восприятие себя, других, ситуаций общения,
5 развитие, коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных, экзистенциальных проблем.
С. Ледер [65] выделяет такие эффекты как:
1 получение большего объема знаний о себе и своих отношениях с окружающими,
2 приобретение новых социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия,
3 коррекция неадаптивных форм поведения,
4 разрешение трудностей и проблем, нарушающих функционирование и обедняющих личность,
5 ощущение счастья и удовлетворения от творческой жизни,
6 способность принимать самостоятельные решения и совершать выбор с целью эффективного самоконтроля и управления своим поведением.
Суммируя данные об эффектах СПТ, К. Роджерс [154] выделяет изменения, происходящие в трех сферах: в индивидах, в отношениях, в организациях. Что касается изменения индивидов, то они происходят, прежде всего, в представлении о самом себе. В свою очередь, это является предпосылкой большей реализации потенциальных возможностей человека - приводит к выработке нового стиля жизни - интеллектуального, философского, профессионального. Отмечается весьма индивидуализированный характер воздействия группы на участников: одних группа не затронула, у других эффект проявился позже, у третьих он оказался временным, положительным либо отрицательным и т. д.
Описывая изменения во взаимоотношениях, Роджерс ссылается на наблюдения людей, для которых опыт "группы" привел к удивительному изменению глубины контактов, например с супругами, детьми, у учительницы - с учениками. Правда, в заключение отмечает Роджерс, все это случается не с каждой семьей и не с каждой учительницей, принявшей участие в группе.
Относительно изменений в организации суждения автора более осторожны. Он ссылается на отдельные примеры, когда "межличностная коммуникация становилась ядром и сердцевиной деловых отношений". Однако, в то же время, подчеркивает факт сложного, неоднозначного воздействия опыта групп на жизнь организации, социального института.
Другое на сайте:
Состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К ...
Общий коррекционный подход
Разрабатывая педагогическую коррекцию на современном этапе, мы обратили внимание на то, что важную роль в изменении характера играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности, а прежде всего окружающая среда, т. е. ...
Понятие агрессивности.
Американский психолог Э.Фромм по поводу агрессии говорил, что это «коллекция хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, не зная, как их анализировать.» (16 с.316)
Агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к а ...
