Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
1 Выбор и понимание конкретных социально-психологических предметов воздействия, на изменение которых будет направлен СПТ (такими предметами могут быть, например: неудовлетворенность участников своими личностными качествами, коммуникативные проблемы участников; при подготовке тренеров – уровень профессиональной квалификации в области коммуникативной и концептуальной компетентности и пр.)
2 Представление модели идеального состояния предмета в различных условиях.
3 Демонстрацию эффективных образцов поведения, необходимого для достижения идеального состояния предмета воздействия.
4 Представление гипотетической модели психических регулятивных механизмов, определяющих эффективное отношение или форму поведения.
5 Сравнение существующего и должного (идеального) поведения участников СПТ.
6 Формирование новых личностных качеств, необходимых для успешного функционирования в рамках выработанного алгоритма.
Последний пункт в большей степени относится к тренингам личностного роста.
При работе с тренингами личностного роста особое значение имеет именно содержание тех ценностей и установок, на которых основываются новые личностные качества. Выбор методик обучения: упражнений, заданий, методов проведения обучающих бесед должен осуществляться с учетом уже определенных ценностных ориентаций, на формирование которых будет направлен СПТ.
Во многом то, насколько профессионально будет построен и проведет СПТ зависит от того, какой арсенал методик и инструментария имеется у тренера. Тренеру будет затруднительно формировать личностные качества, эффективные в определенном социуме, если он использует методики, разработанные для применения в социуме с другими ценностями и соответственно направленных на развитие других личностных качеств.
Для наглядности, приведем пример применения американского тренинга "Разрешение конфликтов" в Казахстане. Участниками были молодые люди в возрасте 16 – 20 лет. На одном из этапов тренинга разбиралась следующая ситуация: сестра предъявляет младшему брату претензию, что он не убрал в комнате и это пришлось делать ей, из-за чего она не успела подготовить доклад. На этой ситуации предполагалось отработать методику "Я заявления", когда конфликтующие стороны говорят о своих переживаниях, а не обвиняют друг друга. Это очень популярная в американской практике техника, применяемая в тренингах по конфликтам.
Тренер задал группе вопрос, кто на их взгляд, был виновником начавшегося конфликта. Дискуссия, которая произошла в группе после этого была полной неожиданностью для тренера – американца. Один из участников высказал мнение, что виновата сестра, так как она – женщина и должна была сама следить за порядком в доме. Другой участник возразил, что сестра старшая, и это дает ей право распределять обязанности по дому между собой и младшим братом. Итогом группового обсуждения стал единодушный вывод, что виновница – мать, которая не научила детей следить за порядком.
Описанная ситуация показывает, что при разработке программы тренинга, в особенности тренинга, направленного на изменение личностных диспозиций участников, необходимо использовать методы и методики, созданные на основе того социума, в который были включены участники до прихода в группу.
Другим недостатком переводных методик является то, что тренеры не могут учесть все технические особенности выполнения упражнений, что может привести к снижению эффективности.
Автор данной работы в 1996 году столкнулся с примером такой недоработки. Тренинговая группа выполняла упражнение, направленное на изучение процессов обмена информацией. Решить поставленную задачу никак не удавалось, несмотря на то, что коммуникации в группе были хорошо отлажены. При анализе выяснилось, что одним из ключей к отгадке было то, что при ксерокопировании документа след, оставленный светлым маркером-текстовыделителем никак не проявляется. Группа российских участников просто не знала о таком свойстве этого вида маркеров, а тренер не учел этого при переводе упражнения. Таким образом, эффективность упражнения и тренинга в целом была снижена, так как была нарушена причинно-следственная связь между действиями группы и успешностью выполнения упражнения.
Другое на сайте:
Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он ...
Теория И.П. Павлова о физиологических основах
темперамента
Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки воп ...
Роль семьи в воспитании личности ребенка
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы озн ...
