Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
1 Выбор и понимание конкретных социально-психологических предметов воздействия, на изменение которых будет направлен СПТ (такими предметами могут быть, например: неудовлетворенность участников своими личностными качествами, коммуникативные проблемы участников; при подготовке тренеров – уровень профессиональной квалификации в области коммуникативной и концептуальной компетентности и пр.)
2 Представление модели идеального состояния предмета в различных условиях.
3 Демонстрацию эффективных образцов поведения, необходимого для достижения идеального состояния предмета воздействия.
4 Представление гипотетической модели психических регулятивных механизмов, определяющих эффективное отношение или форму поведения.
5 Сравнение существующего и должного (идеального) поведения участников СПТ.
6 Формирование новых личностных качеств, необходимых для успешного функционирования в рамках выработанного алгоритма.
Последний пункт в большей степени относится к тренингам личностного роста.
При работе с тренингами личностного роста особое значение имеет именно содержание тех ценностей и установок, на которых основываются новые личностные качества. Выбор методик обучения: упражнений, заданий, методов проведения обучающих бесед должен осуществляться с учетом уже определенных ценностных ориентаций, на формирование которых будет направлен СПТ.
Во многом то, насколько профессионально будет построен и проведет СПТ зависит от того, какой арсенал методик и инструментария имеется у тренера. Тренеру будет затруднительно формировать личностные качества, эффективные в определенном социуме, если он использует методики, разработанные для применения в социуме с другими ценностями и соответственно направленных на развитие других личностных качеств.
Для наглядности, приведем пример применения американского тренинга "Разрешение конфликтов" в Казахстане. Участниками были молодые люди в возрасте 16 – 20 лет. На одном из этапов тренинга разбиралась следующая ситуация: сестра предъявляет младшему брату претензию, что он не убрал в комнате и это пришлось делать ей, из-за чего она не успела подготовить доклад. На этой ситуации предполагалось отработать методику "Я заявления", когда конфликтующие стороны говорят о своих переживаниях, а не обвиняют друг друга. Это очень популярная в американской практике техника, применяемая в тренингах по конфликтам.
Тренер задал группе вопрос, кто на их взгляд, был виновником начавшегося конфликта. Дискуссия, которая произошла в группе после этого была полной неожиданностью для тренера – американца. Один из участников высказал мнение, что виновата сестра, так как она – женщина и должна была сама следить за порядком в доме. Другой участник возразил, что сестра старшая, и это дает ей право распределять обязанности по дому между собой и младшим братом. Итогом группового обсуждения стал единодушный вывод, что виновница – мать, которая не научила детей следить за порядком.
Описанная ситуация показывает, что при разработке программы тренинга, в особенности тренинга, направленного на изменение личностных диспозиций участников, необходимо использовать методы и методики, созданные на основе того социума, в который были включены участники до прихода в группу.
Другим недостатком переводных методик является то, что тренеры не могут учесть все технические особенности выполнения упражнений, что может привести к снижению эффективности.
Автор данной работы в 1996 году столкнулся с примером такой недоработки. Тренинговая группа выполняла упражнение, направленное на изучение процессов обмена информацией. Решить поставленную задачу никак не удавалось, несмотря на то, что коммуникации в группе были хорошо отлажены. При анализе выяснилось, что одним из ключей к отгадке было то, что при ксерокопировании документа след, оставленный светлым маркером-текстовыделителем никак не проявляется. Группа российских участников просто не знала о таком свойстве этого вида маркеров, а тренер не учел этого при переводе упражнения. Таким образом, эффективность упражнения и тренинга в целом была снижена, так как была нарушена причинно-следственная связь между действиями группы и успешностью выполнения упражнения.
Другое на сайте:
Дисгармоничная личность
Гармоничность личности достигается только в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями. Мотивирующая сила таких бессознательны ...
Метод эксперимента
Известно, что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается ...
Понятие конфликта
Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus — столкновение) — широкий термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего ...
