Юмор как форма совладающего поведения
Каждый из стилей юмора, используемых человеком, может быть понят с точки зрения возможности и эффективности его использования как психологической защиты [27, с. 79].
Чувство юмора нередко используется при совладании со стрессом, внутриличностным или внешним конфликтом. Существование различных стилей чувства юмора не позволяет говорить о нем как об одном защитном механизме или копинг-стратегии. Очевидно, подход к данной проблеме должен быть более дифференцированным и детальным, что требует проведения эмпирических исследований в данной области.
О лечебных свойствах юмора люди говорят с древнейших времен, в исторических и литературных источниках прошлого и современности мы находим множество размышлений о пользе юмора и смеха, разработку типологии форм и средств юмора, рассуждения об объектах и субъектах юмора и т.п. Нетрудно предположить, что юмор поднимает привлекательность, престиж источника сообщения и обеспечивает хорошее настроение окружающим, но в реальности все не так однозначно в связи с потенциалом комического актуализировать различные значения. Юмор зачастую не универсален и не переносится из одной культуры в другую. Если к этому добавить характеристики ситуации, ее пространственно-временные, национальные особенности, то задача генерации смешного, его восприятия и понимания субъектами социального взаимодействия становится более сложной [15, с. 38].
Существуют различные подходы, пытающиеся объяснить предпочтения тех или иных форм юмора в коммуникации. Например, разная выраженность потребности в познании приводит к появлению аффективного юмора, обыгрывающего очевидные слабости людей, излишества, агрессивные или эротиче- ские темы, и противоположного ему познавательного юмора, юмора «тонкого вкуса», требующего специальной «работы» по его пониманию. Возможно, именно поэтому грубые и простые шутки популярны среди детей и подростков, в то время как сатира и ирония ценятся более взрослыми и образованными людьми. Выделяют множество различных способов выражения юмористического: сарказм, преувеличение или преуменьшение, самоирония, поддразнивание, парадокс, оксюморон или игра слов, двусмысленность, остроумие, ирония, сатира, пародия. Юмор имеет различные литературные формы – анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ и т.п. Юмор может быть представлен в виде карикатуры, рисунка, фото. Юмор может быть: оружием, средством нападения (насмешка); средством установления контакта и передачи информации (шутка, юмореска, фельетон); воспитателем, стремящимся донести до воспринимающего субъекта «вечные истины», нравственные нормы (пословицы, поговорки); своеобразным щитом, за которым можно скрыть свое отношение, мнение, состояние в случаях, когда это необходимо (анекдот, каламбур).
В связи с отсутствием строго однозначного, единого и удовлетворительного определения в нашей работе «юмор» употребляется в самом широком значении, в качестве родового понятия, как синоним «комического». В этом смысле юмор содержит в себе не только «добродушное, забавное, шутливое», но и «саркастическое, ироническое, сатирическое». Многие современные авторы противопоставляют юмор и сатиру как позитивный (жизнеутверждающий) и негативный (деструктивный) виды комизма. Н. Куипер, Ж. Керш и др. выделили три типа юмора:
1) социальный юмор, направленный на установление эмоционально теплых межличностных отношений;
2) сальный, агрессивный юмор;
3) нарочитый юмор, ориентированный на демонстрацию собственного остроумия [1, с. 117].
Если первый тип юмора, как правило, имеет позитивный смысл с точки зрения адаптации личности в социуме, то следующие два — негативный.
Другое на сайте:
Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть вс ...
Развитие самооценки
в онтогенезе
Личность человека представляет собой сложную структуру, являющуюся продуктом его развития. Среди многих компонентов личности одним из основных является самооценка, т.е. оценка самого себя.
По данным Л.И. Божович, правильное формирование ...
Роль семьи в воспитании личности ребенка
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы озн ...
