Современная концепция профессиональной ориентации с позиции самодиагностики
Теоретическим основанием для разработки конкретных приемов и процедур психологического сопровождения профессиональной карьеры стали работы отечественных психологов в области профессиональной ориентации, зарубежные исследования в области развития профессиональной карьеры (Career Development) а также участие в совместном проекте Министерства труда и социального развития РФ и Министерства труда Франции (руководители – Ю.М. Забродин, Россия, и С. Мишель, Франция).
Основными принципами и положениями когнитивного подхода к профессиональной ориентации, на которые опирались исследователи, являются следующие:
1. Решающее значение для профессионального развития личности имеет становление «Я – концепции», т.е. представлений личности о себе во взаимодействии со своим окружением. С позиции психологии «Я- концепция» рассматривается как когнитивный конструкт, который формируется в процессе взаимодействии личности с реальными ситуациями.
2. Детерминантами «Я – концепции», выступают прошлое личности (ее опыт) и будущее (поставленные цели).
3. Профессиональная карьера понимается как процесс постоянной адаптации личности к миру труда, состоящий из серии поступков, имеющих отношение к профессиональной деятельности.
4. Развитие профессиональной карьеры представляет собой последовательность решений. Соответственно путь к проблеме психологической поддержки карьеры находиться в совершенствовании процессов принятий решений, прежде всего- когнитивного структурирования реальности.
Основными понятиями при таком подходе выступают:
· Профессиональная зрелость как принятие ответственности за последствие собственных выборов, способность планировать свои действия и осуществлять выборы;
· Профессиональная компетентность как желание личности самой включиться в эффективное взаимодействие с профессиональной средой;
· Принятие смысла и ценностей окружающего мира, т.е. формирование представлений о том, что окружающий мир требует от личности.
5. Восприятия себя в профессиональном мире влияют такие факторы, как понимание собственных способностей, уверенность в уровне достижений, история собственных успехов и неудач, статус в референтной группе, представление об образе себя в глазах окружающих. Чем больше у субъекта опыт ситуаций, в которых он проявил свою профессиональную компетентность, тем выше его самооценка и профессиональная мотивация, идентификация с профессиональной средой.
К характеристикам когнитивной сферы, значимым для принятия решений в процессе профессиональной карьеры, относятся, в частности, следующие: открытость личности к изменениям, децентризм, релятивизм. Отсутствие ригидности и догматизма, скрытость информации, способность к планированию, дифференцированность или интегрированность, чувство альтернативности, чувство деятеля, креативность. Применительно к профессиональной деятельности эти отдельные качества проявляются в таких особенностях личности как:
· способность анализировать информацию о мире профессий;
· способность анализировать информацию о себе, переводя её на язык профессиональной деятельности;
· способность строить профессиональные планы, доступные для реализации.
Обязательным условием профессионального планирования для юношеского возраста является выявление и осознание жизненных ценностей. Профессиональный проект представляет, таким образом, единство когнитивного и аффективного компонентов, единство прерывности (последовательных ситуаций выбора) и непрерывности (целостности «Я – концепции») в процессе развития личности.
Функция психолога (профессионального консультанта) – конструктивная, проектировочная, направленная на поддержку и развитее способности личности сроить собственный профессиональный проект на основе сформированной «Я – концепции» и принятия ответственности за свои действия в окружающем мире.
При проведении профессиональной ориентации с помощью методов самодиагностики основными задачами психолога становиться:
· во-первых, подбор методик и составление инструкций самодиагностики для субъекта;
Другое на сайте:
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Метод когнитивно-поведенческой терапии - это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в ...
Заикание
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств известно, с древних времен. Оно имеет относительно широкую распрост ...
Рассудительный стиль семейного воспитания
В процессе рассудительного стиля семейного воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие отношения:
1. Отношение родителей к деятельности ребенка
Родители предоставляют ребенку с ...