Темперамент и его место в структуре индивидуальности
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности- ее направленности, характера, способностей и др.
Многие исследователи выделяют в качестве составляющей темперамента экстраверсию-интроверсию.
Понятие экстраверсии-интроверсии было сформулировано для описания наиболее фундаментальных различий в человеческом поведении швейцарским психологом К.Г. Юнгом.
Создавая свою теоретическую концепцию, Юнг опирался на работы Ф. Джордана и О. Гросса.
Ф. Джордан полагал, что существуют два характера, фундаментально отличные друг от друга: у одного типа сильна тенденция к активности, у другого преобладает склонность к рефлексии. Между этими крайностями существует множество ступеней. Джордан констатирует, что активный тип менее страстен, тогда как рефлексивный темперамент отличается страстностью. Поэтому Джордан называет свои типы «менее страстный» и «более страстный».[1, c 30] Юнг считал, что, говоря о менее страстном типе, Джордан имеет в виду экстравертного человека, а описывая «более страстный» тип- человека интровертного. Оба могут быть деятельными и недеятельными, поэтому Юнг предлагал отбросить момент активности в качестве главной характеризующей черты. Однако в качестве черты второстепенного значения этот момент все же играет роль, т. к. экстравертный человек обычно является более подвижным и деятельным, нежели интровертный.
Труды австрийского психиатра О. Гросса также оказали сильное влияние на развитие представления об экстраверсии.
Основными в его теории являются понятия «первичные» и «вторичные» функции. Эти термины являются в основном физиологическими и говорят соответственно об активности клеток головного мозга во время какой - либо психической деятельности и о гипотетическом повреждении нервных процессов, включенных в эту деятельность. [1, с. 30-31]
Вторичная функция. по Гроссу, - церебральный клеточный процесс, поступающий вслед за первичной функцией. Первичная функция соответствует собственному действию клетки, а именно созданию психического процесса. Это действие соответствует энергетическому процессу, по всей вероятности, разряжению химического напряжения. После этого острого разряда, который Гросс называет первичной функцией, начинается вторичная функция, т.е. восстановление при помощи питания. В зависимости от интенсивности предшествующей затраты энергии восстановление потребует более или менее продолжительного времени. В течение этого времени клетка находится в состоянии некоторого раздражения, которое не может не повлиять на последующий психический процесс. Очень яркие, насыщенные аффектом процессы могли бы указывать на особенно большую затрату энергии, а поэтому и на особенно длительный период течения вторичной функции. Продолжительность течения вторичной функции у отдельных людей различается.
Гросс отмечал, что ускоренное восстановление первичной функции обусловливает повышенную способность реагировать и вследствие этого мгновенно воспринимать непосредственную данность, но лишь в ее поверхностном значении. Людей с этой особенностью Гросс выделяет в особый тип – «неполноценность с уплощенным сознанием». Смягчив резкие черты типа до нормального уровня, мы получим общую картину, в которой можно узнать тип экстраверта. Противоположный тип – «неполноценность с суженным сознанием». У данного типа вторичная функция особенно интенсивна и длительна. Это вызывает более интенсивную первичную функцию и более продолжительное и устойчивое действие, возбужденное исходным представлением. Благодаря этому достигается широкое осуществление или углубление «темы». Для этого типа характерна чрезвычайная концентрация на внутренних процессах, что позволяет узнать интровертного человека.
Еще одним основанием для выделения типов является и интенсивность первичной функции, зависящая от того, насколько велико напряжение готовности. Если оно велико, то и первичная функция будет особенно интенсивна. Повышенное напряжение готовности характерно для интровертного типа.
Другое на сайте:
Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в
норме
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многоч ...
Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга
Рукость – это наблюдаемое в поведении человека преимущество правой или левой руки в силе, ловкости, скорости реакций, в том числе при письме. Большая часть людей европейской популяции относит себя к праворуким и легко замечает тех, кто от ...
Обзор проблемы в историческом аспекте
Похоже, что первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные "ассамб ...