Заменяющие воспоминания при забывании иностранных слов по Фрейду
Этот процесс можно рассмотреть следующим образом: говорящий сожалел о том факте, что его поколение людей лишилось своих прав, и подобно Дидо, он предвещал, что новое поколение отомстит угнетателям. В этот момент он был прерван противоречащей мыслью: «Действительно ли он желает потомства, этого нового поколения?» Ведь, это не так.
Он оказывается в затруднительном положении. Противоречие происходит из подавляемых источников и происходит от мыслей, которые способствуют снижению внимания.
Так, Фрейд выводит и второй механизм забывания иностранных слов, а именно волнение от внутреннего противоречия.[[4]]
Угнетение неприятных мыслей и чувств согласно Фрейду является одним из механизмов психологической защиты. В отличии от отрицания, угнетение характеризуется давлением на собственное «Я», и его импульсы. Неприятные признания самому себе просто вытесняются из сферы сознательного, не влияют на реальное поведение.
Выдающийся ученый психолог Зигмунд Фрейд – автор теории психоанализа некоторые из своих работ посвящал изучению механизмов подсознательного в психике человека. В частности его интересовали вопросы возникновения ошибок в речи и письме людей, которое оно всцесело относил к сфере бессознательного. Однако, не смотря на это Фрейд при помощи бесед и наводящих вопросов легко открывал для себя и для самого человека, допустившего ошибку, ее природу.
Так, изучая механизм забывания иностранных слов он выделил два принципа – первый из которых наличие заменяющих воспоминаний при забывании иностранных слов, а второй – внутренне противоречие, приводящее к забыванию.
Для обоснования собственных доводов Фрейд приводит примеры из личного опыта и беседу со свои старым знакомым, который не мог вспомнить латинское слово. В момент произнесения фразу этим человеком, в его голове зародилась мысль, которая однако была вытеснена другой, и превратилась в волнение, вызвавшее замену правильного слова на другое иностранное слово. Также скрытая мысль собеседника Фрейда вызвала в его подсознании внутренний конфликт, противоречие, которое и привело в конечном счете к забыванию.
Таким образом, Зигмунд рейд сделал прорыв в теории забывания иностранных слов и сделал значительный вклад в понимании механизма забывания, которым пользуются современные психологи, не взирая не некоторые противоречия в теории психоанализа.
[1] Sigmund Freud. The Psychopathology of Everyday Life (1901). W. W. Norton & Company; New Ed edition, 2005 - 395 с.
[2] Зигмунд Фрейд. Психопатология обыденной жизни. –М: Азбука-Классика, 2006 -224 с.
[3] Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. – М: СТД, 2006 -608 с.
[4] Зигмунд Фрейд. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М: Азбука, 2008 – 192 с.
Другое на сайте:
Проблема детских страхов и их возрастная динамика
Возрастные страхи, т. е. страхи, присущие определенному возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в 7 мес), опасается постор ...
Вопросы, актуальные для современной российской
психологии
Пути интеграции психологического знания: синтез или эклектика?
Единая ли наука психология? Одни психологи подчеркивают принципиальную необходимость в психологии разных – даже не совместимых друг с другом – точек зрения. В данном случае л ...
Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с заиканием
Одной из характеристик детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни [5]. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннег ...
