Игра как средство развития семейных взаимоотношений
Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению, действительности. Игра необходима ребёнку. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональной, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая имеет важное значение для его психического развития.
На границе раннего и дошкольного детства возникает режиссёрская игра. Несколько позже появится образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным развёртыванием такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребёнка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссёрская и образно-ролевые игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры. Позже из неё выделяются игры с правилами. Возникновение новых видов игры не отменяет полностью страх, уже усвоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.
Центральным моментом является роль, которую ребёнок берёт на себя. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми.
Образцами поведения для ребёнка служат, прежде всего, сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Он склонен подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей, ребёнок знакомится с жизнью взрослых многими путями – слушая сказки, рассказы, стихи, наблюдая их труд. В качестве образца для него выступает поведение людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. И в первую очередь, - это родители.
Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесёт до понимания малыша внимание и заботу родителей.
Чем больше взрослые играют со своими детьми, тем лучше между ними взаимоотношения. Совместные игры сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.
Другое на сайте:
Исследования в области шизофрении
Основной вклад Салливана в психопатологические исследования отражен в серии статей, посвященных этиологии, динамике и лечению шизофрении. По большей части эти исследования были осуществлены в период сотрудничества с больницей Шеппарда и Э ...
Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти
Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции запечатленного материала или как процесса активного конструирования материала при воспроизведении, конечно, является весьма условным. Ориентация на крайние точки континуума ре ...
Психологические и правовые проблемы расследования
преступлений, совершаемых несовершеннолетними
В Российской Федерации в 1995 году был принят новый Уголовный Кодекс, в соответствии с которым уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет, а в случаях, специально указанных в статье 20 УК РФ, с четырнадцати лет. Таким образом, ...