Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей
Формирование детей с тревожным характерологическим свойством происходит там, где осуществляется контролирующий стиль семейного воспитания или воспитание повышенной моральной ответственности. И, наконец, дети с интровертивным характерологическим свойством формируются у таких же родителей при так называемом сочувствующем стиле семейного воспитания.
Следует также отметить, что если особенности характерологических свойств родителей лежат в основе формирования личностных свойств детей, то наиболее сложные стили воспитания возникают в результате стремления родителей решать личные проблемы за счет детей. В таких случаях у детей формируются несколько характерологических свойств, которые могут либо усиливать проявления психогенного характера, либо, наоборот, снижать их. Так, дети с приневрологическими заболеваниями имеют ярко выраженные свойства: доминирование и тревожность, инфантильность и тревожность.
Менее склонны к психическим заболеваниям учащиеся с характерологическими свойствами тревожности и конформности, доминирования и сензитивности, инфантильности и сензитивности.
Таким образом, диагностика личности школьника позволит будущему учителю устанавливать причинно-следственные связи воспитания с появлением детей с теми или иными характерологическими свойствами, которые наглядно могут свидетельствовать о нравственном отклонении в уровне воспитанности учащихся или наметившихся изменениях в психическом развитии детей в результате системы неправильного воспитания. Получение такой информации об учащемся с помощью диагностики позволит учителю сформулировать задачу и поставить ее в случае необходимости перед психологом или психиатром, но главным образом, наметить для себя гуманные, педагогически оправданные действия в системе взаимоотношений с учениками.
Для того чтобы выбирать наиболее рациональные пути построения взаимоотношений с ребенком и его родителями, а также корректировать стиль семейного воспитания, культивируемый родителями по отношению к ребенку, рассмотрим более подробно результаты воспитательных стилей семейного воспитания. Рассмотрим процесс воспитания во всех стилях по формам отношений родителей к детям.
Таким результатом можно считать образующийся социально-психологический тип личности.
Среди выдающихся русских педагогов П. Ф. Лесгафт — первый, кто описал идеально-нормальный тип школьника на основе структуры личности и условий ее воспитания. Он указывает на необходимость изучения влияния наследственных факторов, природы индивидуальных особенностей, организации, от которых зависит развитие как физических качеств, так и всех физиологических и душевных ее проявлений. Воссоздавая индивидуально-нормальный тип личности, он стремился рассмотреть его на природном, социальном и культурологическом уровнях. Этой цели он посвящает целый раздел «Основные проявления ребенка и их значения», где предлагает сразу рассмотреть системную структуру личности, выделяя в ней темперамент, тип, характер.
Он, по-видимому, понимал, что для изучения личности необходимы стабильные элементы, которые бы не подвергались быстрым изменениям и позволяли педагогу избирать как стратегические пути в воспитании, так и тактические способы взаимодействия с ребенком: «Раньше всего необходимо выяснить, что называть темпераментом, типом, характером ребенка и какие его свойства могут быть названы наследственными.
Другое на сайте:
Обследование больных с деменций
Ранней диагностике заболеваний, приводящих к деменции, придается крайне важное значение, поскольку даже при болезни Альцгеймера своевременно начатая терапия в ряде случаев позволяет уменьшить выраженность клинических нарушений. Особенно э ...
Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
Понятие «социально-психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной психологической литературе, в том числе советского периода, широко использовались это понятие и другие, синонимичн ...
Интровертный тип
Интровертный собеседник - полная противоположность вышеописанному типу. Он заранее чувствует себя виноватым, когда возникает потребность обратиться к вам, вдруг его вопрос покажется вам глупым или неуместным. Уж лучше тогда вообще промолч ...
