Рассудительный стиль семейного воспитания
В процессе рассудительного стиля семейного воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие отношения:
1. Отношение родителей к деятельности ребенка
Родители предоставляют ребенку с раннего возраста полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобретал личный опыт. Удовлетворяя главные жизненно важные потребности ребенка в активной деятельности, родители не сдерживают постоянными окриками и одергиваниями. Они считают, что активность ребенка должна находить естественный выход. Удовлетворяя потребность ребенка либо в общении, либо в познании, родители не ограничивают их рамками времени или своей занятостью. Они терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. При этом стараются не просто ответить на вопросы ребенка, а дают им возможность найти самим правильный ответ.
2. Отношение родителей к использованию методов поощрения и наказания
Родители не считают необходимым поощрять ребенка за то, что он делает с удовольствием. В то же время у них и не возникает ситуаций, где бы ребенок не желал делать чего-либо. Поэтому и нет необходимости применять принудительные меры или наказание. Родители считают, что можно обходиться без внешних стимуляторов активизации детей, так как активность есть естественная потребность каждого человека и ею необходимо не управлять, а ее предоставлять, чтобы ребенок сам мог выбрать в соответствии с его внутренними потребностями и интуицией, ту деятельность, процесс которой доставлял бы ему максимальное удовольствие.
3. Отношение родителей к ребенку
Как правило, это ровные и спокойные взаимоотношения, как между равными личностями. Однако это не фамильярные взаимоотношения между ребенком и родителями. Последние постоянно держат дистанцию взрослого, заботящегося и любящего родителя. Теплые добрые взаимоотношения проявляются во всем, как в удовлетворении жизненно важных потребностей ребенка в движении и поддержании его статуса в семье, так и в совместной деятельности. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие и является полноправным членом при решении множества семейных ситуаций. Родители четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось, как членами семьи, так и посторонними людьми. Поэтому у таких родителей дети с достоинством и глубоким уважением относятся к окружающим.
4. Отношение родителей к окружающим людям
Родители не только заботливо относятся к своему ребенку. Можно наблюдать, как с таким же вниманием и уважением они относятся и к окружающим их людям, приходя всегда на помощь даже тогда, когда об этом их и не просят. Дети с раннего возраста видят, как их родители уважительно относятся к старшим, к своим родителям, т. е. бабушкам и дедушкам. Никогда не спорят по пустякам, не конфликтуют с окружающими, всегда находят компромисс и видят в людях только хорошее, тем самым вырабатывая у ребенка уважение к достоинствам каждого человека. Дети видят, что их родители являются для многих друзей и знакомых источником доброты и тепла, к которым всегда идут люди, чтобы получить поддержку и уверенность в собственных силах.
5. Формирование у ребенка нравственных ценностей
Нет детей без шалостей, поступающих всегда правильно. Однако есть родители, которые не наказывают ребенка, а стремятся понять причины, побуждающие, как им кажется, к негативному поведению. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. При этом не читают длинных нотаций, а больше молчат и внимательно слушают ребенка, пытаясь понять мотивы его действий, при этом сожалеют, что ребенок был вынужден так поступить, а иногда даже при необходимости жалеют и страдают вместе с ним над содеянным.
В то же время родители обращают особое внимание на то, какой вред ею ребенок причинил другим, вызывают жалость к пострадавшим в результате конфликта. Таким образом, родители не ругают и не учат ребенка, каким способом надо уходить или выпутываться из конфликтных ситуаций. Отсутствие наказания порождает у детей не страх перед ним, а желание действовать так. Чтобы не причинять вреда другим, что способствует быстрому формированию у ребенка понятия совестливости, высоких нравственных качеств, позволяющих в последующем легко овладевать нормами и правилами взаимоотношений в социуме.
Другое на сайте:
Основные подходы к обучению одаренных детей
Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами (в зимних и летних лагерях, в домах творчест ...
Переживание фрустрации в юношеском возрасте
В юношеском возрасте в силу эмоциональной нестабильности особенно сильна подверженность фрустрациям, и, как следствие, их переживание с разнообразными эмоциональными реакциями.
«Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объ ...
С. Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе ...