Типологический подход как основа изучения личности школьника
Типологические свойства личности, появляясь вследствие определенного взаимодействия психических и личностных качеств в процессе деятельности, становятся основой для образования у детей определенных типов социальной направленности.
Таким образом, социальная типология личности школьника может быть раскрыта только через изучение нравственных свойств личности, а они, в свою очередь, через изучение деятельности, в которой реально проявляются.
Следовательно, изучение личности школьника
на уровне социальной направленности позволяет понять ребенка в его целостном проявлении, увидеть конкретно, в каких сферах (интеллектуальной, волевой, эмоциональной) произошли нарушения, и наметить общие пути перевоспитания ребенка. Для организации процесса перевоспитания необходимы более глубокие познания типологических свойств личности. Поэтому вся педагогическая мысль сосредоточена на изучении этих узловых интегрированных свойств личности. Всем кажется, что если научиться управлять процессом воспитания типологических свойств личности, то можно будет и изменить ее социальную направленность. Для этого достаточно знать только типологические свойства личности и уметь их изменять. Однако без знания самой социальной направленности личности невозможно организовать целенаправленный процесс педагогического воздействия.
Необходимость изучения личности для педагогической диагностики с наименьшими затратами сил и энергии, более качественным и целостным представлением о ней привела к созданию многообразных классификаций типизирующих учащихся. Опыт, накопленный в педагогической типологии личности учащихся, позволяет нам теперь уже более точно подобрать признаки и критерии для изучения типологии социальной направленности личности.
Несмотря на то, что все классификации в равной мере способствуют нахождению оценочных критериев социальной направленности личности школьника, отдельные из них имеют важное методическое значение для типологизации личностных свойств.
Один из интересных путей классификации учащихся предложил Н. И. Монахов. Он считает, что если все признаки, свойственные данному показателю (речь идет о признаках нравственных качеств), проявляются полностью, то можно говорить о высоком уровне нравственного развития, а при наличии половины — о среднем уровне. В случае, когда обнаруживается меньше половины признаков, следует диагностировать низкий уровень воспитанности [76]. Другой путь типизации личности основан на характеристиках педагогической запущенности школьников, среди которых многие исследователи рассматривают отклонения во многих видах личностных отношений учащихся [13,28,55].
Типизация учащихся на основе принципа изменений основных личностных качеств, проявляемых с положительной или отрицательной стороны, в различных видах взаимоотношений, позволяет свести их к двум основным группам отношений: 1) наиболее значимые социальные отношения личности (к деятельности, к материальным и духовным ценностям); 2) межличностные отношения (в семье, коллективе, в свободном общении). Следует также отметить и третью группу отношений, которая имеет доминантное значение для образования мотивирования других видов отношений, выполняя этим самым не только критериальные, но и формирующие функции. Это отношение личности к самой себе (самооценка, самоуважение, уровень притязаний) [13].
А. С. Белкину удалось объединить вышеперечисленные признаки в три группы и этим самым построить систему диагностики отклонений в той или иной сфере отношений [13].
Другое на сайте:
Психолого-педагогические особенности влияния
родительских отношений на психическое развития детей дошкольного возраста
Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.
Внутренняя ...
Защитный механизм интеллектуализации
Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот ...
Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей
старшего дошкольного возраста
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении ...