Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического типа
1. Отношение родителей к деятельности ребенка:
а) урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых;
б) целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт). Физическое воспитание снижает тревожность и корригирует проявление характерологических свойств. С помощью физического воспитания также можно устранить недостатки волевой сферы ребенка. Когда будут достигнуты успехи, можно продолжать развитие воли сначала физическим, а затем умственным трудом. Подвижные игры на свежем воздухе, не требующие обдумывания и дающие моторную нагрузку, снимающую внутреннее напряжение, уменьшают гнет тяжелого настроения и вызывают чувство радости [48.С. 59];
в) полезно также применение водных процедур, или гигиенического фактора физического воспитания, обеспечивающих формирование волевых усилий и саморегуляции психологического напряжения. Применять эти процедуры необходимо на основе соблюдения принципа постепенности, чтобы не внушать страх ребенку и тем самым не усилить его внутреннее беспокойство;
г) при выполнении какой-нибудь работы необходимо соизмерять реальные силы, знания и навыки ребенка, не требуя от него больше, чем он может. Не пытаться стимулировать выполнение задания ребенком путем подтрунивания над ним или откровенного высмеивания его слабостей, или сравнения с другими детьми;
д) для развития настойчивости в тех занятиях, за которые берется ребенок, необходимо интересно организовать игровую деятельность, где бы он мог видеть конечный результат своей деятельности;
е) надо помнить, что у ребенка нарушена система коммуникации, поэтому затруднено общение как со сверстниками, так и со старшими. Дети тревожного социально-психологического типа боятся заниматься в спортивных секциях, кружках, студиях. Большим тормозом в таких занятиях для них является неуверенность в своих силах, необходимость демонстрации своих сил и достижений, страх перед наказанием за неправильное поведение и за неоправданные надежды. Поэтому родители должны дома обеспечить ребенку возможность творческой деятельности: сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества;
ж) у ребенка осложнен процесс социализации в школе, что влечет за собой ухудшение адаптации к учебной деятельности. Школа является для таких детей дополнительным психогенным фактором. Устранить его можно только переводом на индивидуальное обучение, что вполне реально, и государством такое обучение обеспечивается. Для этого необходимо иметь характеристику из школы, заверенную директором и классным руководителем, справку от психотерапевта или психоневролога, решение ВКК.
2. Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:
а) необходимо снять все конфликты с ребенком:
— отказаться от командно-распорядительного тона и
перейти к просьбе;
— снять все обязанности с ребенка,
на почве которых
происходят конфликты;
— занять позицию терпеливого ожидания выполнения ваших просьб; понять главную истину, что ребенок ничего не должен родителям, он рожден им на радость;
— отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка;
— отказаться от желания им управлять, стремиться только помочь;
— убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания;
б) если родители желают чего-либо добиться от ребенка, то должны прибегать к просьбе, в которой не должно быть и намека на приказ. Если ребенок сразу не выполняет эту просьбу, то следует спокойно напоминать. Если он не желает выполнить вашу просьбу, то лучше вызвать жалость к себе, чем применить насилие над ним или просто отказаться от просьбы, обидевшись;
Другое на сайте:
Типологический подход как основа изучения личности школьника
В материалистическом учении о социально-экономических формациях сказано, что в каждом историческом периоде понятие о типе личности воплощалось в виде идеалов, отражающих духовное и физическое совершенство человека. Так, если в период перв ...
Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, тал ...
Общая методика анализа снов
Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит ...
