Деятельность и психические процессы
В деятельности…все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются[31]. …Деятельность органически связана с проблемой развития личности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания[32].
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна: человеку нужно представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности[33].
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Манипулирование ребенка объемными, близлежащими и удаленными предметами дает познание измерений предмета: ширину, высоту, глубину. В результате человек обучается воспринимать и оценивать формы.
Воображение также связано с деятельностью. Только посредством опыта, практической деятельности человек в состоянии представить или вообразить что-либо. Воображение есть отражение опыта практической деятельности.
Память и ее два основные процесса – запоминание и воспроизведение непосредственно связано с практической деятельностью. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет деятельность, которая содержит действия и операции, направленную на подготовку материала к запоминанию – это структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами и т. п. Припоминание также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал. Причем воспроизведение деятельности облегчает процесс припоминания.
Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (т. н. «ручное», или практическое, мышление). В более развитых формах – образной и логической – деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особого рода деятельность[34].
Деятельность выступает как иерархически организованная, саморазвивающаяся, активная система взаимоотношений человека с окружающим миром, внутренняя регуляция которой осуществляется посредством сознания в соответствии со структурными взаимосвязями ее элементов[35].Она состоит из нескольких неравновесных уровней, операционно-технических аспектов. Обычно в деятельности выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции[36].
Другое на сайте:
Определение, функции, хар-ки сознания
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа. Человеческое сознание – одна из последних тайн.
Вплоть до Нового вре ...
Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков.
Агрессивное поведение – это не прирожденная биологическая реакция (кроме неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господств ...
Динамика организма
Гольдштейн постулирует наличие постоянного запаса энергии, который имеет тенденцию к равномерному распределению в организме. Эта постоянная, равномерно распределяемая энергия представляет "среднее" состояние напряжения в организ ...