Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа
4. В сфере отношений в коллективе:
а) в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильного типа проявляют безнравственное поведение по отношению к своим близким, товарищам или в целом к классу, можно создавать ситуацию временного отказа от общения с ним, но не на длительный период времени;
б) педагогу необходимо давать им общественные поручения, которые бы поднимали престиж ребенка в глазах одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с кем-то из своих товарищей, а затем один;
в) влияние коллектива на инфантильный тип личности чрезвычайно велико, и поэтому учителю необходимо использовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период обучения его в школе, т. к. это один из самых сложных моментов становления их личности.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства неполноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости;
б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильного типа, т. к. это может привести к непредсказуемым последствиям;
в) педагогу желательно постоянно подбадривать учащихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Следует поощрять его готовность самостоятельно принимать решение и в дальнейшее действовать в соответствии с ним. Этим учащимся можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск — дело благородное», «Решительность», «Внутренний голос» [92. С. 35].
6. В сфере отношения к критике:
а) особо осторожно и корректно следует учителю обращаться с учащимися подобного типа в подростковом возрасте, т. к. то, что раньше вызывало только обиду, может привести в этом периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой статус в группе, не имея возможности. Чувство беспомощности, вступающее в противоречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное собеседование;
б) в младшем школьном возрасте возможна прямая критика действий ребенка с целью направить его к активной деятельности.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учитель не должен позволять одноклассникам и старшим обижать детей инфантильного социально-педагогического типа личности, т. к. они практически никогда не могут оказать сопротивление;
б) полезными для проявления волевых усилий могут быть ситуации, в которых учитель может вызвать сильное беспокойство и стремление к самозащите или поиску выхода из неблагоприятных обстоятельств;
в) педагогу по возможности в условиях школы для этого типа учащихся полезно создавать ситуации длительных физических или психологических перегрузок, которые могли бы мобилизовать ученика на преодоление возникающих перед ним трудностей.
Другое на сайте:
Цветовые предпочтения детского возраста
Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста в 19 веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и д ...
Внешние факторы, что способствуют актуализации творческого потенциала
Творчество имеет в своей основе иррациональную мотивацию — отчуждение человека от мира и направляется стремлением к продлению этого отчуждения. Творчество реализуется с помощью «положительной обратной связи»: творческий продукт только под ...
Мышление и интелект
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия и переходит к мышл ...